Архитектура, скульптура и Изобразительное искусство
Преобладающими стилями в архитектуре 17-18 вв. являются барокко, рококо и классицизм.
Стиль барокко появился в Италии в начале 17 в. Барокко получает своё развитие там, где сохранилось господство католической церкви и феодальных порядков (Италия, Испания, Португалия, Фландрия, В меньшей степени Германия, Австрия, Англия, во Франции оно не имело первенства).
Французские архитекторы пренебрежительно называли словом «барокко» витиеватый архитектурный стиль Италии и Германии. С конца 19 в. термин стал использоваться для обозначения стиля, господствующего в европейском искусстве 17-18 вв. Для барокко характерно объединение всех видов искусства. Скульптура сливается с архитектурой, живопись иллюзорно расширяет внутреннее пространство, внешние формы зданий сливаются в пространство площадей и парковых ансамблей. Величавое благородство Ренессанса сменяется нарочитой грандиозностью, рациональное начало, лежавшее в основе искусства Возрождения, уступает место иррациональному началу, статичность и спокойствие – динамике и напряжению. На смену ренессансному чувству меры и ясности приходит искусство, построенное на контрастах и асимметрии, искусство перегруженное декоративными мотивами.
В архитектуре возникают планировочные системы (прямолинейные улицы завершаются площадями, площади образуют целостные ансамбли, часто они украшались многофигурными фонтанами). Итальянец Доминико Фонтана (1543-1607) впервые в истории градостроительства применил трёхлучевую систему улиц, расходящихся от одной площади (дель Пополо). В эпоху итальянского барокко усиливается декоративный элемент зданий. Особого размаха достигает строительство вилл с садово-парковыми ансамблями. Архитектура зданий, садов и парков рассматривается как продолжение внутренних покоев. Здания в плане нередко имеют овалы, сопряжённые друг с другом, закруглённые пространства, дугообразные и извивающиеся линии образовывали единое целое. Излюбленным мотивом стали волюты (они спирально изгибались на фасадах, охватывали овальные окна и порталы). Вновь получают распространение базиликальные церкви.
Скульптура является неотъемлемой частью архитектуры барокко. Изваяния украшали фасады и внутренние помещения. Они не несли того повествовательного и поучающего смысла, как в средние века. Скульптура была декоративным, эмоциональным дополнением архитектуры. Скульптура порывиста, беспокойна и живописна. Позы фигур надуманы, жесты вычурны, драпировки пышны. Сила и страстность сочетаются с мягкой округлостью и текучестью форм.
Особое значение приобретает живопись. Эпоха барокко расширила круг предметов, изображаемых в живописи и обогатила этот вид искусства новыми жанрами. Живопись барокко можно разделить на 3 части: церковную, придворную и буржуазную, в зависимости от того, кто её заказывал. Церковное искусство было распространено в Испании, придворное искусство во Фландрии, буржуазное – в Голландии.
Живописцы барокко предпочитали теплые тона и плавные цветовые переходы, без резких контурных линий. Их привлекала игра света и тени, сильные контрасты светлого и темного. Большое внимание уделялось верной передаче поверхности различных материалов. На типичных барочных картинах изображены напряженные и драматичные сцены, неустойчивые позы, резкие движения, эффектные жесты, возведенные к небу глаза полные слез.
|