Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Автомобили. » Характеристики

Устойчивость автомобиля. Критическая скорость по боковому скольжению и опрокидыванию.

Устойчивость автомобиля. Критическая скорость по боковому скольжению и опрокидыванию.
 Потеря автомобилем устойчивости выражается в его опрокидывании и скольжении. В зависимости от направления опрокидывания или скольжения различают продольную и поперечную устойчивость.
Наиболее вероятно и опасно потеря автомобилем поперечной устойчивости вследствие действия боковых сил: центробежной силы, боковой составляющей силы тяжести, бокового ветра, ударов о неровности дороги.
Два автомобиля совершают поворот по кривой постоянного радиуса R. Автомобиль А движется по внешнему краю дороги, автомобиль Б – по внутреннему. Полотно дороги наклонно к горизонту под углом b.
У автомобиля А составляющие центробежной силы Р?ЦY  и веса автомобиля GY складываются. У автомобиля Б эти составляющие действуют в противоположных направлениях. Т.е. потеря устойчивости у автомобиля А больше, чем у автомобиля Б.
Под действием суммы сил GY + Р?ЦY  автомобиль А может опрокинуться вокруг оси, проходящей через точки касания колес с дорогой. Составим уравнение моментов вокруг т. С :
 ,
где В – колея автомобиля, м;  RZЛ – сумма реакций автомобиля, действующих на левые колеса, Н. 
Т.к. в момент опрокидывания левые колеса оторвутся от дороги, то 2?RZЛ = 0 и следовательно:
 
где GZ = Ga ? cos b ; 
      GY = Ga ? sin b ;
 
 
и следовательно получим:
 , (A)
где V – скорость движения автомобиля, м/с. 
Разделив правую и левую части на cos b и решая уравнение относи-тельно V , определим величину максимальной скорости, которую может развить автомобиль без опасности опрокидывания:
 , м/с
При повороте по горизонтальной дороге (b = 0) максимальная скорость равна:
 .
Скорость Vmax называется критической скоростью по условиям опрокидывания.
Следовательно, чем шире колея, ниже центр тяжести и больше радиус поворота, тем большую скорость может развить автомобиль до начала опрокидывания.
Величину максимального наклона угла bmax найдем из уравнения (А), когда автомобиль движется прямолинейно без опрокидывания. Левую часть приравниваем к нулю, т.к. отсутствует центробежная сила.
 .
  - называется коэффициентом боковой устойчивости автомо-биля.
Для легковых автомобилей   = 0,9… 1,2;  bmax = 42…50о
Для грузовых -   = 0,55…0,8; bmax = 29…40о.
Для автобусов -   = 0,5…0,65; bmax = 27…33о.

Категория: Характеристики | Добавил: Vadia (06.07.2014)
Просмотров: 1355 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0