Главная » Статьи » Философия » Философы. |
Иммануил Кант (1724–1804) – основоположник немецкой классической философии, родился в Восточной Пруссии, в Кенигсберге, учился и преподавал в Кенигсбергском университете («Критика чистого разума» (1781), «Метафизические начала учения о праве» (1797), «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784), «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790), «К вечному миру» (1795) и др.). По Канту, чистый практический разум, ибо он берется априорно, дает человеку законы его поведения, человек разумный законодательствует сам (речь идет о моральных законах). Гипотетический императив предполагает наличие цели и стремление к ней, не несет моральной нагрузки. Категорический императив – воплощение долга: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»; «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Цель-ценность объединяющая людей, обязывает каждого законодательствовать для себя и для всех. Главный принцип – совершай каждый поступок не иначе как по той максиме, которая могла бы служить всеобщим законом». Нравственность покоится на идее свободы, она «есть условие морального закона, который мы знаем». Поскольку свобода интеллигибельна (постигаема только разумом), мы не можем утверждать, что тот или иной поступок морален. Кант ведет речь о моральности и легальности (в этическом смысле) поступка: поступать сообразно с долгом означает поступать легально, а из чувства долга – морально, т. е. в первом случае соблюдая лишь букву нравственного закона, а во втором – и букву, и дух. Понятие права. Кант рассматривает право и мораль, не считая их тождественными явлениями. Во-первых, все социальные законы (законы свободы) Кант отделяет от законов природы и называет их моральными. Во-вторых, он отличает моральные (этические) нормы от юридических норм и вводит понятия легальности поступка уже в юридическом смысле. Право имеет дело лишь с внешним проявлением поступка, а мораль – и с внешним проявлением поступка и с внутренним отношением к нему. То законодательство, которое не включает в закон долга, есть юридическое законодательство». К исполнению юридических законов можно принудить. Нравственность же принудительной быть не может. Вместе с тем мораль и право не противостоят друг другу, а, взаимодополняют друг друга. Не в этике, а в праве содержится законодательство о том, что принятое обещание должно быть выполнено. Однако сдержать свое обещание и тогда, когда нечего опасаться принуждения, – это добродетельный поступок. В связи с этим право требует внешнего законодательства, а этическое может довольствоваться внутренним, т. е. таким, которое создает каждый человек, поступая в соответствии с категорическим императивом. И этика, и право возлагают на человека обязанности, но отличаются они друг от друга способом обязывания. Предмет кантовских рассуждений – чистое понятие права, оно, во-первых, касается внешних отношений между людьми; во-вторых, отношений между свободными и равными субъектами; в-третьих, определяет форму, а не существо отношений. «Вопрос стоит лишь о форме отношения двустороннего произвола, поскольку он рассматривается исключительно как свободный, и о том, совместим ли в такой форме поступок одного или двух (лиц) со свободой другого, сообразной со всеобщим законом». Кант дает такое определение права: «Право – это совокупность условий, при которых произвол одного [лица] совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы». Перед нами определение права как системы внешних законов, т. е., права объективного, которое в равной степени ограничивает произвол (свободу) каждого. Кант вводит понятие всеобщего принципа, или всеобщего правового закона, который можно назвать категорическим правовым императивом. По Канту, всеобщий правовой закон должен быть сформулирован так, чтобы исключить из него какие-либо моральные требования: поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом». Не обучить добродетели, а показать, что есть право и есть предназначение всеобщего правового закона. В отличие от морали право связано с принуждением. Речь идет о возможности взаимного принуждения, т. е. о взаимности прав и обязанностей субъектов. «Понятие права, – утверждает он, – можно усмотреть непосредственно в возможности сочетать всеобщее взаимное принуждение со свободой каждого». Строгое право – совокупность внешних законов, определяющих взаимные правомочия. Право в широком смысле слова не предполагает существования внешних законов. В этом случае речь идет о справедливости и праве крайней необходимости. Сущность права в единстве правомочий и обязанностей. Правомочия проистекают как из естественного права, покоящегося на априорных принципах, так и положительного (статуарного), вытекающего из воли законодателя, делятся на прирожденные и приобретенные. Право естественное Кант называет также правом частным, а право позитивное – правом гражданским, или публичным. Концепция частного права: Основной категорией частного права является «владение» - фактическое и юридическое. Антиномия частного права звучит так: тезис – «возможно иметь нечто внешнее своим, хотя я и не владею им»; антитезис – «невозможно иметь нечто внешнее своим, если я не владею им». Оба утверждения верны потому, что каждый предмет существует в феноменальном и ноуменальном мирах. В тезисе речь идет об эмпирическом, чувственном (феноменальном) владении, которое Кант называет держанием, в антитезисе – об умопостигаемом (ноуменальном) владении. Именно оно и является собственно правовым, «чисто правовым владением». Внешних предметов правового владения три: «1) (телесная) вещь вне меня; 2) произвол другого для определения действия; 3) состояние другого в отношении ко мне...». Частное право подразделяется на вещное, личное и лично-вещное; по способам приобретения прав – на акты одностороннего, двустороннего и всестороннего произвола. Вещное право, или право собственности, представляющее собой не отношение человека к вещи, а отношения между людьми, возникает и существует только в обществе и означает обязанность всех воздерживаться от его нарушения. Право собственности в своем развитии прошло три этапа: 1) фактическое первоначальное завладение, т. е. приобретение путем одностороннего акта – это эмпирическое владение; 2) предварительное приобретение путем молчаливого признания со стороны других права первоначального завладения; 3) окончательное приобретение происходит в гражданском (государственном) состоянии. Личное право – это право на действия других людей. Это право можно получить в результате договора как свободного волеизъявления сторон. Договор определяется Кантом как «акт объединенного произвола двух лиц, посредством которого вообще свое одного переходит к другому...». Путем заключения договора приобретается не вещь, а право на действия конкретного лица. Это право «воздействовать на его причинность (на его произвол) [с тем, чтобы он] что-то для меня исполнил...». Вещь приобретается через передачу обещанного по договору, поэтому право, основанное на договоре, есть личное право, и «только через передачу становится вещным». Лично-вещное право – это семейное право. Брак является договором, и в этом смысле он порождает личное право и вещное право, «отношение между вступающими в брак – это отношение равенства владения...». Итак, частное, или естественное, право – это право нестатуарное и познается исключительно а рriori. Гарантия «твоего» и «моего», – норм естественного права, возможна только в гражданском состоянии и при наличии публичного права. Гражданское устройство «есть правовое состояние», благодаря которому каждому свое гарантируется, но не устанавливается и не определяется. Дать такую гарантию может только «коллективно всеобщая (совместная) и обладающая властью воля». В гражданском состоянии уравнивающая справедливость дополняется распределяющей справедливостью, без которой право не может получить своего завершения. Распределяющую справедливость творит суд на основании позитивного (публичного) закона. В этом смысле естественное состояние является неправовым, ибо в нем нет распределяющей справедливости. Кант предполагает взаимодополняемость, частного и публичного права. Концепция публичного права. Правовое состояние определяется Кантом как система публичных, т. е. внешних, законов, которые создаются объединенной волей всего народа. Процесс образования государства есть договор об объединении всех частных воль в одну общую ради создания общего для всех законодательства. Договор как идея разума налагает на каждого законодателя обязанность издавать законы, исходящие от объединенной воли народа, и на каждого подданного следует смотреть так, как если бы он дал свое согласие на такую волю. По Канту: «Право есть ограничение свободы каждого условием согласия ее со свободой всех других»; «публичное право есть совокупность внешних законов, которые делают возможным такое полное согласие». Публичные законы должны выражать и обеспечивать свободу, т. е. право, а люди, подчиняющиеся им, находятся в правовом состоянии; состояние индивидов в составе народа, называется гражданским, а совокупность – государством. И общество, и государство предполагают наличие права как в отношениях между гражданами, так и в отношениях между гражданами и властью. Государство – объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Правовые законы и свобода возможны в случае, если имеет место разделение властей. Верховной властью (носителем суверенитета) является власть законодательная как принадлежащая верховной воле народа. Законодательная, исполнительная и судебная власти дополняют и взаимоограничивают друг друга. Глава исполнительной власти – правитель государства и назначаемые им должностные лица правят путем издания решений, касающихся конкретных случаев. Правительство, которое одновременно законодательствует, является деспотическим. Суд должен быть отделен от законодательной и от исполнительной властей. Необходим и суд присяжных, ибо через присяжных народ сам творит правосудие. При классификации форм правления Кант исходит из двух критериев: число лиц, обладающих суверенитетом, и способ управления. Согласно первому, выделяет формы господства: автократию, аристократию, демократию; второму – деление государств на республики и деспотии. Демократия – деспотическое государство (все решают «против одного»). Правомерный строй – «чистая республика» – прочный государственный строй, при котором закон самодержавен и не зависит ни от какого отдельного лица, покоится на разделении властей. Под благом государства подразумевается высшая степень согласованности государственного устройства с правовыми принципами, «стремиться к которым обязывает нас разум через некий категорический императив». Понятие республики у Канта тождественно понятию правового государства: свобода, равенство и личная автономия суть основные правовые принципы, на которых основывается правовое состояние. Правовая свобода состоит в праве не повиноваться иным законам, кроме тех, на которые каждый человек может дать свое согласие. Свобода выражается в формуле: «Ни один не может принудить меня быть счастливым так, как он хочет». Если государство вмешивается в частную сферу, то это есть жесточайший деспотизм. Свобода, полагает Кант, неотчуждаема. «Такое право на свободу принадлежит члену общности как человеку, поскольку он вообще правоспособное существо». Как подданные люди в правовом отношении совершенно равны друг другу. Это означает равенство прав и обязанностей. Концепция международного права как права междугосударственного связана с правом государств в отношении друг к другу. Государства ведут войны. Они должны выйти из естественного состояния и вступить в состояние правовое, которое и обеспечит мир на земле. Утверждение правовых начал внутри государств связано с созданием республик, которые затем образуют федерацию государств на началах международного права, и, наконец, всемирно-гражданского права, или права гражданина мира. Именно это, полагает Кант, и есть цель всемирной истории. Человечество неминуемо должно прийти к верховенству права во всех отношениях. | |
Просмотров: 814 | |
Всего комментариев: 0 | |