Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Философия » Философы.

Политические и правовые идеи арабских философов Средневековья

Политические и правовые идеи арабских философов Средневековья
В философско-правовых идеях арабских мыслителей отразились проблемы государства и политики, форм правления, социального строя, получили усвоение и развитие идеи древнегреческой философии. Мусульманские философы в своих произведениях философско-религиозный подход дополняли изучением конкретного историко-правового материала, опыта реально существующих государств, а также исследованиями госу-дарственно-правовой теории.
Аль-Кинди (800 - ок.879 гг.) - первый крупнейший арабоязычный философ, пропагандист и переводчик произведений Аристотеля. Рассматривал материю в качестве главной сущности.
Аль-Фараби (870-950 гг.) - арабский ученый-энциклопедист; разви¬вает этические установки Платона и Аристотеля, исследует проблему фор¬мы правления, поскольку термин "государство" не встречается в самом Коране. Развил учение о "добродетельном городе", считая главной задачей государства - благосостояние жителей.
Аль-Маарри (973-1057 гг.) - великий арабский поэт и мыслитель выступал с критикой существующего социального строя. Отстаивал естественное равенство людей, идею народного верховенства. Развивал передовые политические мысли Арабского Востока, выступал против системы феодального права.
Ибн-Хальдун (1332-1406 гг.) - политический мыслитель арабского Средневековья, развивал теорию государства и смены форм правления. Наряду с "естественной" монархией (деспотией) и "политической" монархией (разумное правление) отдельно выделял халифат, где власть опирается на положения Корана и направлена на защиту веры и земных дел. Исследовал общее и особенное в генезисе различных государств.
Значение средневековой арабской политико-правовой мысли
Ислам, как религия покорности и предания себя Богу, обосновал идею теократии, идею богоустановленности царской власти. Господ¬ствующее, как и в Западной Европе в средневековую эпоху, религиозное мировоззрение, а также политико-правовая идеология ислама закрепляли основные феодальные институты.
Арабский Восток испытал и активный протест крестьян, городской бедноты, бедуинов против феодальной эксплуатации, выразителем интересов которых были идеи и суннитских, и шиитских сект. Прогрессивное значение имели и трактаты передовых арабских мыслителей, отстаивающих свободомыслие, рационализм, отделение политики от религии. Учение, обосновавшее независимость науки, способствовало развитию естественных наук, математики, медицины.

Категория: Философы. | Добавил: Vadia (26.07.2014)
Просмотров: 473 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0