Руководство, власть и партнёрство.
Власть – это возможность оказывать влияние (воздействие) на людей с помощью права распоряжаться и своего авторитета.
Влияние – это поведение одного человека, которое вносит изменение в образ мыслей и действия другого человека.
Виды власти:
1. Власть, основанная на принуждении – влияние на человека с помощью страха (угроза потери рабочего места, угроза понижения в должности)
2. Власть, основанная на вознаграждении. Главное для менеджера – правильно определить размер вознаграждения. При недостаточном вознаграждении – степень мотивации сотрудника будет низкой; ещё хуже, когда размер вознаграждения не соответствует скромным и незначительным заслугам работника
3. Власть, основанная на авторитете и знаниях. Сотрудник принимает на веру знания, умения и профессионализм руководителя и поэтому выполняет все поручения в соответствии с его указаниями
4. Власть, основанная на законных правах. Организация наделяет руководителя правом поощрять, объявлять благодарности, а так же наказывать, выносить выговоры и увольнять
Руководство – это умственный и физический процесс, приводящий к выполнению подчиненными официальных поручений руководителей.
Стиль руководства – это совокупность приёмов поведения руководителя по отношению к своим подчинённым.
Стили руководства:
1. Авторитарный – властный, основанный на стремлении утвердить своё мнение, свою власть.
a. Агрессивный – руководитель считает, что все люди тупы и ленивы и их надо заставлять работать. В общении с людьми он груб, безжалостен, может оскорбить.
b. Агрессивно-податливый – менеджер агрессивен по отношению к своим подчинённым и одновременно услужлив по отношению к своему начальству
c. Эгоистичный – руководитель единолично принимает все решения, он знает все сам, он знает все лучше всех. Склонен к быстрым, поспешным, но не всегда правильным решениям
d. Добросердечный – руководитель авторитарен, но при этом позволяет своим подчинённым принимать участие в ежедневных незначительных решений
2. Демократический – основан на инициативе коллектива
a. Совещательный – руководитель по всем значительным вопросам совещается с коллективом, выслушивает их мнения и предложения, но решения принимает сам.
b. Участвующий – коллектив максимально вовлечён в принятие решений, руководитель не только полагается на мнение коллектива, но и принимает его. Коллектив же начинает нести равную ответственность с руководителем за все успехи и провалы
3. Либеральный – этот стиль предполагает склонность руководителя к излишней терпимости, снисходительности и нетребовательности.
|