Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Политология » Политика других стран.

Древнекитайская политико-правовая идеология.

Древнекитайская политико-правовая идеология. Представления о политике, власти, государстве и праве в древнекитайском обществе первоначально развивались в рамках мифологического социо-антропоморфического мировоззрения, в его основе – осознание людьми зависимости от природных и общественных сил. Природа и назначение государства и права в жизни древнекитайского общества выводились из необходимости достижения гармонии во взаимоотношениях правящих и подданных. Мифологическое сознание рассматривало первоначальное состояние мира как первобытный хаос. Упорядочение хаоса и организация мироздания связывались с взаимодействием двух противоположных начал – небесного (Янь) и земного (Инь). Небо – высшая сила, оно следит за справедливостью на земле. В «Пятикнижии» («У-цзин»), составляющем основу мировоззрения образованного китайца, говорится о пяти первоначалах мира, созданных небом: дожде, солнечном сиянии, жаре, холоде и ветре. От их своевременности и умеренности зависит благосостояние народа. Указанные природные явления зависят от правителя, порядка в стране, прозорливости, осмотрительности и мудрости главы государства, тогда как распущенность правителя связана с непрекращающимися дождями; ошибками – непрекращающимся солнечным сиянием; леность правителя оборачивается непрекращающейся жарой; его неосмотрительная торопливость – холодом; глупость – непрекращающимся ветром. Для мифологического сознания древнекитайского общества характерна абсолютизация связи природного, социального и нравственного начал. Мифологическое сознание связывает гармонию и порядок с действием космического, нравственного мирового безличного закона – дао («пути»). Доктринальная основа политико-правовой идеологии – ритуал. Древние китайцы опирались на практическую философию, житейскую мудрость, нравственность. На вершине властной пирамиды находился правитель (ван), он же единственный землевладелец и первый жрец. У основания пирамиды – простолюдины (шужэнь), подневольные общинники. Между правителем и общинниками – наследственная аристократия (чжухоу), главы родоплеменных кланов (дафу), главы больших семей (ши). Ритуал имел мировоззренческое значение, основывался на постоянстве (движения) неба, порядка (явлений) на земле и поведения народа. Ритуал – это устои в отношениях верхов и низов. Он дает жизнь народу. Ритуал взаимоотношений между верхами и низами был основан на религиозной традиции отношения живых к умершим, к духам предков. Для китайцев характерно развитое чувство покорности власти, почитание старших, культ предков. Прагматизм политико-правовой идеологии связан с обеспечением гармонии и порядка. Политико-правовая мысль достигла расцвета в V–III вв. до н.э., существовало несколько школ: конфуцианство, моизм, легизм .

Категория: Политика других стран. | Добавил: Vadia (22.06.2014)
Просмотров: 500 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0