Фрэнк Джером Нью (1889–1957) – представитель американского правового реализма «крайнего» крыла («Право и современное сознание» (1930), «Судьба и свобода» (1945), «Разбирательство в судах первой инстанции» (1949). Методологические основы правового учения Фрэнка связаны с «конструктивным скептицизмом» («факто-скептик»). Теория Фрэнка подвергалась критике за пренебрежение к нормативной определенности в праве. Он полагал, что судья решает дело, руководствуясь интуицией, чувством симпатии или антипатии (по Фрейду – «глубинная психология»). Главным препятствием в предсказании решений судов первой инстанции является невозможность «предвидеть», что именно данный судья или жюри присяжных будут считать фактами. Фрэнк считал необходимым разоблачение мифов, «магических представлений», которыми опутана современная юридическая наука, в целях познания реального права: о праве как источнике определенности, безопасности и нормативности, о Верховном суде. Право не может рассматриваться как некая логически замкнутая, устойчивая система общих норм. Такой взгляд на право иллюзорен. По Фрэнку, любая правовая норма, правовое предписание, принцип или стандарт есть фикция, существующая лишь в сознании человека. Поэтому и судья не применяет право, а создает его. Социальная ценность права – в индивидуальности и конкретности. Большинство практикующих юристов, обманывают себя представлениями: во-первых, они считают причиной правовой неопределенности неопределенность норм; во-вторых, ошибки, совершаемые в судах первой инстанции, могут быть исправлены вышестоящими судами при рассмотрении апелляций. По Фрэнку, главной причиной правовой неопределенности является неопределенность фактов, т.е. неизвестность до момента принятия решения: какие факты «найдет» суд, каким образом он «найдет» факты. Никто не может знать «реальное» право до тех пор, пока не последует решение суда. Право – это состоявшееся судебное решение. Нормы – не право, а один из его источников, к которым обращается судья. Фрэнк подчеркивает историчность принципов естественного права, которое есть стандарт «справедливости» и морали. Он ставит под сомнение конвенциональные суждения, юридические фикции, то, как и что мы думаем о праве. Школу «реального права» называют юриспруденцией выработки, принятия решений, прагматическим позитивизмом, современным юридическим позитивизмом в праве (американская и скандинавская школы «реального права»).
|