Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Политология » Право

Коркунов Лекции энциклопедии права. – Спб., 1904.

Коркунов

Лекции энциклопедии права. – Спб., 1904.

С. 136: «… с развитием общественной жизни неразрывно соединено и возрастание      зависимости людей друг от друга. Но это не ведет отнюдь к полному порабощению индивида обществу, к полному порабощению индивидуальной самостоятельности. Напротив, мы видим, что общественное развитие ведет обыкновенно к большему расширению и обеспечению личной свободы. Это объясняется тем, что зависимость индивида от общества, выигрывая с развитием в силе, теряет все более и более в исключительности, благодаря разнообразию тех общений, к которым принадлежит индивид. На первых ступенях человеческой культуры все стороны человеческой жизни обнимаются  одним общением, все интересы человека находят себе удовлетворение в одном союзе. Общественное развитие… приводит, напротив, к осложняющейся дифференциации общения…  наряду с

С. 137: государством слагается целый ряд разнообразнейших общественных союзов, к которым ко всем человек может принадлежать одновременно… ни один из этих союзов не может поглотить собою индивида, не может задавить индивидуальной самостоятельности.

Проистекающая из этой зависимости индивида от общества сила воздействия общества на индивида и есть общественная власть… общественной власти личность всегда противостоит с известной долей самостоятельности. Общественная власть есть именно воздействие общества на индивида, а не поглощение одного другим… Общественная власть не является только суммой индивидуальных сил; она есть нечто большее.

Во-первых, общественная власть опирается не только на соотношение составляющих общество сил в настоящем, но и на прошлое, которое может служить для него источником новой силы. В правящем классе вырабатываются путем наследственной передачи и особо к тому приспособленного воспитания особой способности и привычки к властвованию. В членах этого класса естественно складывается уверенность в успехе, в повиновении им других и это сообщает их властвованию особую решительность и энергию, придающие ему силы. С другой стороны, в самих подвластных точно таким же путем и наследственной передачи и соответствующего воспитания вырабатывается наклонность к добровольному подчинению, даже своего рода потребность подчинения. К тому же господство, к которому привыкли издавна, которое унаследовали от предков, не кажется оскорбительным. Ко всему этому присоединяется невольное преувеличение сил власти вследствие привычной ассоциации, идеи власти и ее господства, преобладания, необходимого ей подчинения. Всякое веление власти в силу  установившейся ассоциации людей возбуждает мысль о необходимости

С. 138    ему подчиняться, о возможности для власти веление свое осуществить принудительно, сломить силой всякое себе сопротивление. Поэтому даже в тех случаях, когда  в действительности власть не могла бы силою поддержать свое веление, когда она оказывается  физически бессильной, она, тем не менее, встречала себе повиновение.

Другой важный элемент силы общественной власти – это то, что она может явиться носительницей прогрессивных идей, руководительницей общества. В таком случае она находит себе опору в сочувствии наиболее прогрессивных и, следовательно, наиболее деятельных, наиболее жизненных элементов общества. Бездеятельное правительство, не умеющее поставить себе достаточно высокую цель и ограничивающееся боязливым обераганием существующего statu quo, по необходимости, должно быть слабым потому, что развитие общественное идет в таком случае естественно помимо власти, опережает ее, и власть является в силу этого не соответствующею изменившимся условиям и потребностям общественной жизни. Только такая власть может вести за собой общество, которая сама идет и при том к сознательной и определенной цели… государственная власть  представляет существенные особенности в сравнении с другими видами общественной власти. Отличительная особенность государственной власти заключается в независимости и единой ее организации».

 Коркунов определяет «государственную власть как независимо и принудительно организованную и объединенную общественную силу».

Первый признак… это организация.

С. 139: Только те элементы общественной силы являются элементами государственной власти, которые получили определенную организацию

От сил … союзов государственная власть отличается тем, что она принудительно организована, между тем все такие союзы имеют свободную организацию, не опирающиеся на принуждение….

 Независимостью государственная власть отличается от подчиненных ей общественных организаций – общины, провинции, в которых имеется принудительная организация, но не независимая, а подчиненная – государственной.

Четвертый и последний признак  государственной власти – единство. Этим признаком государственная организация отличается от союза государств, которые только соединяет, но не объединяет. Государственная власть, напротив, не есть только сумма различных сил, только соединение, но слитие их воедино. Отдельные силы могут сохранить свое существование только как независимые, подчиненные элементы. Единство государственное находит себе выражение главным образом в двух отношениях: в единстве юридического порядка и в единстве экономическом. Так как власть государственная есть единая и независимая, то правовая охрана интересов подданных не может не найти в ней по крайней мере некоторого объединения.

Принудительность власти ведет к необходимости материальных средств и потому государство составляет всегда и хозяйственную единицу, образуя отдельное, самостоятельное, принудительное хозяйство

… юридическое отношение  мыслимо только между субъектами правоспособными, то есть такими, интересы которых признаются подлежащими охране. Поэтому юридическое отноше

С. 149   ние всегда предполагает соотношение охраняемых интересов и, следовательно, право должно быть понимаемо не как охрана только, а как разграничение охраняемых интересов.

… право есть взаимное психическое воздействие людей, основанное на сознании возможности, обусловленной какой-либо признанной ими общей идеей, определяющей взаимное соотношение интересов, составляющих содержание общественной жизни.

 

С. 150  Понятно, что государственная власть охраняет созданные ею права, регулирует законодательством и охраняет их осуществление судебною деятельностью. Понятно, что государственная власть может обеспечить личность, здоровье, нравственное достоинство, телесную неприкосновенность одного лица по отношению к другим лицам. Но на каком основании … государственная власть стесняет себя в своей собственной деятельности, ради ограждения прав, которые она же создала. Если в виду общих потребностей народа является необходимым для государственной власти стеснить права одних для охранения прав других, то зачем ей стеснять саму себя».

 

С учетом идей Р.Иеринга (Zweck im Recht), Коркунов отмечает, что если права охраняют одни интересы одних людей по отношению  к другим, то государственная власть иногда может требовать стеснения

С. 151 - 152  и таких прав, интересы которых вообще сохраняются ею (наказания за уголовно наказуемые деяния, предупреждение преступлений)…. Иеринг  … указывает на те мотивы, которые побуждают государственную власть к самоограничению, заставляет ее не нарушать наиболее существенные права граждан… чем более  развито общество, тем более развито правовое чувство, то есть свойство, в силу которого человек оскорбляется, когда нарушается какой-нибудь интерес, издавна охраняемый. «Государственная власть не смогла бы найти исполнителей своих велений». Правовое чувство развито в государствах, где политическая свобода имеет известное историческое прошлое.

По Иерингу, правомерность есть первое условие политической силы

 «Лучшая политика, по мнению Иеринга, есть правомерность»

Н. Коркунов: «государственная власть, стесняя, ограничивая себя, ради правомерного образа действий, не может вместе с тем не укреплять себя, потому что это ограничение усиливает правовое чувство в обществе. Нет сомнения, что главная  опора всякой государственной власти есть ни что иное, как высокое развитие чувства законности. Государственная власти но когда не может опираться  исключительно на физическую силу  уже потому, что правительство в каждом государстве всегда

С. 153  является меньшинством в обществе, следовательно, если в каком-нибудь государстве правительство опиралось бы исключительно на физическую силу, то оно было бы очень непрочно в своей власти, потому что подданные, существенные интересы которых нарушались бы им, легко могли бы сообразить, что их интересы нарушаются силою, которая не имеет прочной подкладки, потому что власть находятся в руках меньшинства». Например в деспотиях Востока, «там государственная власть не опирается исключительно на физическую силу, а имеет религиозную подкладку».

В светских «государствах наиболее важной опорой для власти является чувство законности, потому что оно побуждает граждан исполнять веление законодателя и служить лучшей гарантией того, что предписания законодателя найдут себе подчинение в отдельных гражданах…  Для того, чтобы в обществе сложилось чувство законности, необходимо прежде всего, чтобы закон исполнялся» самим правительством.

Еще одно основание, в силу которого закономерная власть является

С. 154 более целесообразной и политической. Именно: Иеринг указывает на то, что, наряду с чувством законности, второй основной силой  всякой государственной власти является правильная организация. Это достижимо, когда закон признается обязательным не только в отношениях граждан между собой, но и в отношении граждан к правительству, когда закон связывает не только деятельность отдельных лиц, но и правительственных агентов. Необходимо, что бы деятельность правительственных органов была подвергнута определенному контролю.

«Злоупотребления низших органов представляются более важными в том смысле, что по отношению к ним центральная власть является бессильною, так как надзор центральной власти по отношению к низшим органам невозможен. Только тогда мелкие

С. 155 органы правительства рассеянные по всему государству, будут действовать закономерно, когда те лица, с которыми они сталкиваются в своей деятельности, будут признаны правоспособными, пользующимися правами не только по отношению друг к другу, но и по отношению к органам правительства, когда государственный строй будет основан на той идее, что по крайней мере наиболее существенные права граждан признаются неприкосновенными, не только для других граждан, но и для органов правительства».

По Иерингу, гарантиями самоограничения правительственной власти являются: 1) организации государства; 2) правовое чувство, чувство законности тесно связано  и обусловлено чувством права.

С. 157: В правовом государстве и государственной власти ставятся юридические границы и интересы личности не поглощаются, не подавляются требованиями общего блага, а только ограничиваются ими.

Категория: Право | Добавил: Vadia (06.07.2014)
Просмотров: 342 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0