Главная » Статьи » Политология » Право |
Политико-правовая доктрина Фомы Аквинского Концептуальное обоснование политических притязаний католической церкви на государственную власть и незыблемости феодального строя было дано крупнейшим идеологом католицизма Фомой Аквинским (Аквинатом) (1225—1274). Учение этого доминиканского монаха считается вершиной религи-йной политической мысли Средневековья, за что он при жизни был (достоен римско-католической церковью титула «ангельского доктора», > после смерти причислен ею к лику святых (1323 г.). В 1879 г. религи-йно-политическое учение Фомы Аквинского было объявлено Папой 1ьвом XIII «единственно истинной философией католицизма». Официальная доктрина Римской католической церкви — томизм включает качестве фундаментального элемента политико-правовую теорию созданную Фомой Аквинским Систему католической теологии Фома Аквинский изложил в работах «О правлении государей» и «Сумма теологии» (1266—1273). Особенность теоретического метода, который использовал Фома Аквинский, состоит в том, что догматы католической церкви обосновываются путем обращения к выводам науки и философии, в частности к работам Аристотеля «Политика» и «Этика». Философия становится служанкой богословия и способствует созданию средневековой схоластики — католической теологии, где постулаты веры Доказываются средствами науки, т.е. рационалистически. у Государство Фома Аквинский выводит из о государстве природы человека как «общественного существа», заимствуя положение' Аристотеля 1*0 политическом животном». Врожденное стремление к общению •заставляет человека объединяться с себе подобными, поскольку в одиночку он не может удовлетворить свои потребности. Следовательно, государство — это политическая общность, созданная для достижения «общего блага», обеспечения условий для достойной и разумной жизни. 123
Однако создателем государства является не человек, которого Бог наделяет разумом и свободной волей. Государство является результатом Божественного Промысла, в котором воплощается идея общего блага, порядка и организованности. Следует заметить, что Фома Аквинский заимствовал у Аристотеля его учение об «активной форме», дающей жизнь «пассивной материи». В этой связи мир основан на принципе иерархии форм: от Бога (чистого разума) к духовному миру (Римский Папа, папская курия) и, наконец, к материальным вещам (государство и право). При этом высшие формы дают жизнь низшим. Государство выступает частью божественного миропорядка, созданного Творцом для обеспечения достойной и разумной жизни людей. Божественный замысел реализуется монархами, которым вручается власть для управления. Для обоснования примата верховной власти над светской Фома Аквинский разработал божественную теорию истолкования власти. Он понимал негативные политические последствия для католиче¬ской церкви, которые вытекают из тезиса: «Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». Если это так, то каждый монарх может ограничивать политические притязания Церкви на том основании, что его власть по сути есть божественное установление. Более того, правитель, будучи наделен свободной волей, может оказаться тираном, творить зло, быть узурпатором. Возникает вопрос о законности происхождения его власти, в котором судьей выступает Церковь. Исходя из этого, Фома Аквинский различает в государственной власти три элемента: 1. Сущность власти, составляющей порядок управления, основанный на господстве и подчинении, установленный Богом. Божественный принцип власти не оспаривается Фомой Аквинским и, согласно его учению об иерархии форм, власть монарха распространяется на земные дела, будучи порождением более высокой формы — духовной — в лице Папы. Власть монарха устанавливает порядок, основанный на иерархическом принципе, аналогичный божественному порядку. В обществе подданные подчиняются правителям и другим светским властям. Отношения между ними основаны на господстве и подчинении в соответствии с выполняемыми функциями. 2. Формы и способы приобретения власти, которые могут быть дурными и несправедливыми, противными идее Бога. Вряд ли можно говорить о законности происхождения власти в тирании, поскольку тиран узурпирует власть, насильственно захватывая ее. 3. Способы использования власти, которые могут предполагать: а) использование власти в интересах отдельных лиц, злоупотребление ею, как при тирании или олигархии; б) направленность власти H.I достижение общего блага в соответствии с христианской моралью. 124
Разведение .сущности власти со способами установления и средствами реализации необходимо было для обоснования права католической церкви на вмешательство в дела государства. Впервые в учении католической церкви на основе примата божественного закона обосновывается право подданных на тираноубийство. Оно оправданно в том случае, если правитель властвует вопреки законам Бога, попирает христианскую мораль, чрезмерно угнетает своих подданных, облагая их непомерными налогами, печется лишь о собственной выгоде и, самое главное, его действия направлены против Церкви. Идея верховенства духовной власти над светской прослеживается в учении Фомы Аквинского о формах правления. Опираясь на выводы Аристотеля, он выделяет правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные формы (тирания, олигархия, демократия) государства, различие между которыми определяется их соответствием законности и достижению общего блага. Фома Аквинский противопоставляет монархию как наиболее естественную и лучшую форму правления республике и тирании. Республики страдают многообразием интересов, борьбой политических партий и групп, раздираются конфликтами, что осложняет управление ими и приводит к установлению тирании. Тирания характеризуется произволом, беззаконием правителя, злоупотреблением властью, направленной на достижение собственного блага. Монархия свободна от этих недостатков, поскольку «наилучшим образом управляется то человеческое множество, которое управляется одним... Провинции и города республики, которыми управляет не один, одолеваемы раздорами и пребывают в волнении, не зная мира». Противоборство католической церкви и светской власти в XIII в. достигает наивысшей точки, что заставляет Фому Аквинского выделять два вида монархии: абсолютную и политическую. Он симпатизирует политической монархии, которая на практике является сословно-представительной. Его предпочтения вполне объяснимы: сословно-представительные учреждения ограничивали власть монархов, что давало политические преимущества Церкви. Не менее важно и то, что власть монарха в политической монархии ограничена законом, который принимается представительными учреждениями. Католическая теория Понимание права и классификация законов закона и права изложены Фомой Аквинским в работе «Сумма теологии». Католическая теория права и закона - Фомы Аквинского основана на необходимости упорядочения человеческой жизни и деятельности на основе справедливости и блаженна как конечной цели, первопричиной которых является Бог. Центральное положение в правовой доктрине Аквинского занимает учение о свободной воле человека, источником которой является разум. Свобода человеческой воли проявляется в способности человека благодаря своей разумности поступать в соответствии с божественными целями: целями добра, справедливости, разумности в земной жизни. Следовательно, свободная воля — это необходимость действовать в соответствии с целями божественного порядка, познанными человеческим разумом и воплощенными в поведении человека. Следует заметить, что в правовом учении Фомы Аквинского выявлена взаимосвязь свободы и необходимости. Опосредующим звеном этой взаимосвязи выступает разум человека, способный познать божественный порядок мироздания, его законы и цели (все это составляет необходимость) и действовать в соответствии с божественными законами миропорядка (это составляет содержание свободы). Божественный закон (или Откровенный закон) — это правила [исповедания, данные людям в Божественном Откровении. К нему Фома Аквинский относил Библию. Примат божественного закона |над человеческим Фома Аквинский обосновывает тем, что: | 1) божественный закон указывает конечные цели человеческого |бытия и ограниченные возможности человека; | 2) он выступает безусловным и высшим мерилом при определении несовершенства человеческих законов и необходимости их [исправления; | 3) он необходим для определения направления внутренних сил [человека (его души), поскольку человеческий закон регламентирует [только внешнее поведение; | 4) он важен как средство искоренения всего греховного и злого, |что оказывается не запрещенным человеческим законом. | Фома Аквинский отличает закон от права. Право устанавливается человеческим законом и представляет собой возможность действий человека в отношении другого лица на основе одинакового •масштаба справедливости по принципу воздаяния «равным за равное». Если уравнение происходит в соответствии с природой вещей, то это — естественное право; если уравнение сообразно человеческому волеустановлению, то это — цивильное, положительное право. | |
Просмотров: 2953 | |
Всего комментариев: 0 | |