Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Культура » Религия

Развитие основных направлений исламской политико-правовой мысли

Развитие основных направлений исламской политико-правовой мысли
1. В мусульманской политико-правовой доктрине существует ряд на¬правлений, различающихся по вопросам толкования ряда государственно-политических институтов. Само понятие власти в халифате рассматрива¬лось издавна в преемстве пророческой миссии и в защите веры и руково¬дстве земными делами. В политической проблематике, коснувшейся в ос¬новном понятий власти и суверенитета, в исламе произошло разделение на суннитов и шиитов. Первопричиной этого стали принципиально различные подходы к проблеме передачи власти.
Политическая доктрина суннитов рассматривает сущность хали¬фата как обязанность, возложенную на главу мусульманского государства, представителей общины и всех мусульман. Верховная власть принадлежит Аллаху, он же является и верховным носителем суверенитета. Само му¬сульманское государство строится на основе поручения, данного Аллахом общине. Община обладает полным суверенитетом, который является отра¬жением верховного суверенитета.
Община поручает халифу руководить собой и вершить дела от имени общины. Суверенитет халифа - продукт коллективной воли. У суннитов халиф получает власть не по наследству и не по назначению предшествен-
27
ника, а в силу договора между общиной и претендентом на халифат (об¬щина избирает халифа). Договор халифата не ограничен сроком и действу¬ет, пока халиф следует нормам мусульманского права.
Политическая доктрина шиитов основана на том, что от имени Аллаха всем единолично управляет имам. Установление имамата - право Аллаха, а не обязанность общины. Мусульманское государство является одной из основ веры, опорой ислама.
Поскольку имамат есть форма, установленная "божественным зако¬ном", община не может выбирать конкретную форму имамата. Имам не избирается общиной, а является прямым представителем Аллаха и проро¬ка.
Имамат есть продолжение пророческой миссии Мухаммеда. Пророк единолично назначает преемника, который в свою очередь передает власть "избраннику Аллаха" из числа прямых потомков пророка Мухаммеда по линии его зятяАли.
Суверенитет имама - продукт индивидуальной воли. У шиитов имам наделен абсолютной властью и стоит выше общины. Его решения имеют силу закона.
В исламской правовой мысли получили отражение и религиозно-этическое, и правовое начала. Развитие собственно мусульманского права началось с записи Сур Корана и формирования казуального права в VII в. (Сунна, Иджма, Кияс). Шариат не ограничивается только религиозной догматикой, он включает и исламскую этику, а также практические нормы, которые регулируют исполнение религиозных обязанностей и светские взаимоотношения мусульман.
В УШ-Х вв. формируется правовой институт - "иджтихад", который предусматривает свободное, самостоятельное решение судьей вопросов, обойденных в Коране и Сунне. Самые "сведующие" - муджгахиды (авто¬ритетные правоведы) наделялись правом оценивать источники мусульман¬ского права.
В XI в., эпохе зрелости формируются правовые школы - толки, пози¬тивное право, закрепляется роль мусульманской правовой доктрины (фикх) в качестве основного источника права. В период традиций (Х11-Х1П вв.) происходит канонизация выводов школ права, возрастает значение право-творческих функций мусульманских ученых-юристов, разрабатывается концепция - "верховенства шариата".

Категория: Религия | Добавил: Vadia (29.06.2014)
Просмотров: 428 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0