Русская культура в XVII веке.
Общественная мысль, литература, театр.
В XVII веке созданы последние летописные сочинения. «Новый летописец», созданный в 30-е годы XVII века, излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.
Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Многие из них были откликом на события смутного времени. Влияние УНТ на литературу выразилось в сближении литературного и народного языка и в появлении новых жанров. Происходит переход от исторических литературных героев к вымышленным, к созданию обобщенных литературных образов. В литературных произведениях появляются простые люди.
XVII веке возник и получил развитие новый жанр - демократическая сатира, стоявшая близко к УНТ и критиковавшая порядки в обществе. Впервые появилась бытовая повесть, в ней была поднята проблема отцов и детей, то есть взаимоотношения старого и нового поколения. Приобретает популярность переводная художественная литература, в первую очередь потому что переводились занимательные произведения: рыцарские романы, бюргерские бытовые и плутовские новеллы, авантюрно-приключенческие повести, юмористические рассказы и анекдоты, причем все они дополнялись русским фольклором. Результатом влияния Западной Европы на культуру России стало создание русского театра.
Отношения государства и скоморохов отличались чрезмерной остротой, что в середине XVII века привело к запрету скоморошьего искусства вообще в связи с его обличительными тенденциями и языческими традициями.
Кроме придворного появился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Написанные преподавателями пьесы ставились по праздникам.
Архитектура и живопись.
Стала набирать силу палатная (гражданская) архитектура. Главными признаками храма стали только купола, апсиды и колокольни. В остальном здания строились одинаково - по принципу деревянного зодчеств, то есть кубическая клеть, к которой механически примыкали несколько других клетей. Все это имело ассиметричную композицию и богатый декор. Потому архитектура XVII века получила название Московского барокко, которое вылилось в «нарышкинское» барокко (нарышкинский стиль).
В церковном зодчестве продолжали развиваться традиции шатровой архитектуры, но в шатровых постройках все более заметно выступало стремление к внешней нарядности, декоративности убранства. Возникший в конце XVII века нарышкинский стиль испытал заметное влияние западноевропейской архитектуры. Характерными чертами нового стиля является четкость и симметричность композиции, подчеркнутая устремленность в высь, многоярусность, тщательная разработка деталей при сохранении и развитии приемов многоцветной декоративной обработки здания: резьба по белому камню, цветные изразцы и раскраска фасадов
Живопись в наименьшей степени подвергалась обмирщению, хотя с середины XVII века наметились новые тенденции, главная из них - становление и развитие реалистических тенденций. В рамках религиозной живописи развивается бытовой жанр и появляется портретная живопись.
Ярким явлением в изобразительном искусстве стала школа ярославских мастеров. Сюжеты библейских историй на фресках в храмах Ильи Пророка. В 1669 году под давлением церкви царь издал указ, который требовал придерживаться старых иконописных традиций и объявлял о создании специальной комиссии для освидетельствования новых икон. Это естественно тормозило развитие новых явлений в живописи.
|