Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Литература. » Критика.

Плеханов. К психологии рабочего движения.

Плеханов. К психологии рабочего движения.
Мне не раз приходилось слышать неблагоприятные отзывы о «Детях солнца» и «Варварах» Горького. Неужели и «Враги» им покажутся вещью слабой и несвоевременной?
Что касается меня, то мне новые сцены Горького кажутся превосходными. И не потому, что они изображают борьбу классов. Здесь дана возможность хорошего драматического произведения. Вопрос в том, насколько эта возможность перешла в действительность? Решение этого вопроса зависит от того, насколько удовлетворительна художественная обработка материала. И новое произведение Горького удовлетворяет этому.
•    Далее идет рассуждение о том, что несмотря на то, что пролетарий есть «общественное животное», это не значит, что он не является личностью, индивидуальностью.Как раз наоборот! Он в массе, но он величина. Правда в отрыве от многих других теряет свое значение.

В сторону объединения и организации пролетарских сил, естественно, направляется деятельность представителей рабочего класса.Это и есть прием пролетарской борьбы. А не терроризм. Так, в пьесе Горького один из героев убивает одного из собственников завода, на что ему говорят, что «одного пса убить-хозяину другого купить».
«Интеллигент» более склонен уповать на «личность», а сознательный рабочий на массу. Отсюда- две тактики. И « Враги» Горького дают богатый материал для правильного понимания психологической основы рабочей тактики.
2 часть.
Было время, когда на историю смотрели с точки зрения подвигов отдельных лиц. Народная масса ускользала  из поля зрения историков. Но масса может смотреть на историю такими глазами до тех пор, пока она не достигла самосознания, пока не поняла своей силы и своего значения.
Словом, тут обнаруживается разница взглядов, определяющаяся различием общественного классового положения. И эта разница хорошо подмечена Горьким. Рабочие, выводимые им во «Врагах» Полны самоотвержения. Припомнить хотя бы сцену, где Левшин и Ягодин предлагают молодому рабочему Рябцеву взять вину убийства капиталиста на себя. Все они-герои из пролетарской среды. Их героизм в их простоте. Поэтому их не понимает актриса Луговая. Герои, которых понимает она, очень любят комплименты.
 История показывает, что первые шаги рабочего движения нередко совершаются под влиянием интеллигенции. Но когда пролетарская тактика выходит вперед, интеллигенция отворачивается от него ( пролетариата).
 Одно из условий пролетарской тактики: лучше быть готовым к самому страшному ( даже если на деле все, скорее всего, будет намного легче).Для пролетариата есть дела, в которых «страшнее-лучше». Одно из таких дел- освободительная борьба пролетариата. И его участники не должны обольщать себя слишком розовыми надеждами.
Часть 3
Буржуа не видит в рабочей массе ничего, кроме серой «толпы», а в психологических мотивах ее борьбы ничего, кроме животных побуждений. Горький показывает нам, до какой степени это неверно.
В пьесе есть сцена, где Левшин рассуждает о том, что нужно копейку уничтожить. Актриса Татьяна Луговая почти не обращает внимание на это рассуждение. И это понятно. Люди, так или иначе относящиеся к «высшим классам» общества, привыкли считать этот вопрос прозаическим. Они справедливо считаются людьми более тонких стремлений. Но для пролетариата копейка имеет совсем другой смысл. Можно статистически доказать. Что чем выше заработная плата рабочего, тем больше он тратит на удовлетворение духовных потребностей.Таким образом, для него борьба за копейку-борьба за сохранение своего человеческого достоинства.
4 глава
«Уничтожить копейку»-значит прекратить эту позорную борьбу за существование. Поэтому для человека высшего класса этот вопрос переносится в область морали.Для Левшиных же он становится общественным по необходимости. Им приходится вести борьбу не за излишнее, а за необходимое.
Горький в лице Левшина ярко иллюстрировал следующую сторону пролетарской морали: Моралисты из высшего класса говорят : отойди от зла, сотворишь добро. Мораль пролетариата говорит: отойдя от зла, ты все-таки продолжаешь поддерживать его существование. Надо уничтожить зло, чтобы сотворить благо.
И одного этого достаточно, чтобы сделать его новую пьесу замечательным художественным произведением.

Плеханов. О том, что есть в романе « То, чего не было».
Ропшин « То, чего не было».

Категория: Критика. | Добавил: Vadia (19.06.2014)
Просмотров: 1971 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0