Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм».
Понятно, что символизм закончил свой круг (футуристы – гиены, следующие за львом-символизмом).
На смену символизму идет новое направление – акмеизм («высшая степень чего-либо, цветущая пора»). Акмеизм достойно перенял славу достойного отца (символизма).
Мы, русские, мы можем не считаться с французским символизмом (родоначальник всего символизма). Акмеисты пропускают слоги, свободная постановка ударения; головокружительность символистских метафор приучила к смелым поворотам мысли.
Акмеистом быть труднее, чем символистом. Один из принципов нового направления – идти по линии наибольшего сопротивления.
Германский символизм в лице Ибсена, Ницше не чувствовал самоценности каждого явления, акмеисты же считают, что все явленья – братья. Ощущая себя явлением среди явлений, мы становимся причастны мировому ритму. Индивидуализм в высшем своем напряжении творит общественность.
Русский символизм направил свои силы в область неведомого: мистика, теософия, оккультизм. Некоторые искания в этом направлении приближались к созданию мифа.
Ответ акмеизма на это: непознаваемое, по смыслу слова, нельзя познать. Принцип акмеизма: всегда помнить о непознаваемом, не оскорблять мысли о нем более-менее вероятными догадками.
Шекспир показал нам внутренний мир человека. Рабле – тело и его радости, мудрая физиологичность. Виллон поведал о жизни.
|