Источники русских летописей подразделяются на 2 типа:
1) устного характера:
- родовые предания
- дружинная поэзия
- местные легенды
2) письменного характера
- священные писания
- Перевод Византийских хроников
- Документы и грамоты
Летописи называли летописными сводами. Летописи прошедших лет или записи о событиях недавних лет или современных летописцев. Русские летописи фрагметарны. Погорный принцип расположения материала привел к тому что летопись делилась на множество статей и врагментов. Из за этого такая черта как отрывность и эпизодичность стиля. Повесть временных лет наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала 12 века. Этот памятник известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, которые были внесены с переписчиками. Памятник был составлен в Киеве. Бесспорно. Охваченый период истории начинается с ветхозаветных времен, в водной части, и заканчивается 1117 годов. Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 года. начало самостоятельного правления Византийского императора Михаила. Повесть Временных лет не является древнейшим летописным сводом. Более двух веков ученые изучали вопрос о возникновении и развитии летописания на Руси. В настоящее время благодаря исследователю А.А. Шахматову можно говорить об истории русского летописания. Шахматов впервые применяет сравнительно исторический метод благодаря которому он доказал тчо в основе этого памятника лежат более древние летописные своды. В частности древнейший Киевский свод. Результаты своего исследования академик Шахматов изложил в работе "Разыскания о древнейших летописных сводов" Санкт-Петербург 1903 года. Летописание возникает в Софийском монастыре, но в 70 годы 11 века центр летописания смещается в Киево печерский монастырь. Выдающимися деятелями летописания считаются три настоятелями Киево Печерского монастыря - Антоний Печерский, Феодосий Печерский, и Никон Великий. Древнейший Киеввский свод стал основой Повести Временных лет. КОгда основа была сформирована памятник притерпевает три редакции. 1 редакция была в 1113 году монахом Нестором в Киево Печерском монастыре. 2 редакция в 1116 году Игуменом Выдубецкого монастыря Сильвестр. 3 редакция была создана по одним данным в 1117 году по другим в 1118 году. 3 редакция так же включала в себя поучения Владимира Монамаха. Автор не известен и место тоже неизвестно. В ПВТ отразился русского народа к историческому прошлому своей родины. Тема родины ее величества и могущества, ее единства, глубокий патриотизм составляет главную идею произведения. Большое значение для ПВТ по мнения Д.С. Лихачева пренадлежит редакции монаха Нестора. То что ПВЛ стала не просто собранием фактов Руси а цельная полноценная история литературно обработанная. ОТмечается высокая идейная направильность памятника. По мнению ключевского, повествование объединяет мысль о родине. ПВЛ по мнению большинства ученых стала своеобразным кладезем сюжетов образом мотивов, определивших развитие последущего летописание на Руси и развития русской литературы в целом. Игорю Петровичу Еремину принадлежит концепция форм летописного повествования повести временныз лет(ПВЛ). Еремин в тексте о повести о временных лет выделяет 5 форм летописного повествования:
1)Погодная запись. Самая простая и древняя форма. Описывают наиболее значимые события каждого года. они расположены непосредственно за отметкой года. Либо если за один год произошло несколько значимыз событий то автор разделяет их форлами (сего же лета, того же года, тогда). Изложение предельно кратко,только факты. Летописец в первую очереь озабочен что бы как можно кароче изложить суть. Летописное сказание о смене князя о основании храр и стихийном бедств
2) Летописное сказаниеавило устно народного происхождения. Занимает значительное место в той части ПВЛ где излогаются события не современные летописцу. Летописец отбирает из устного исторического предания точтио кажется . Овсобенностью является то что герои очень схожи с героями былин сказок.
3) Летописное рассказ. Правдивость, Документальность. свойственно протокольная конкретность описания. некоторые рассказы производят впечатление делогого отчета. Это отражение реальной действительностилитописцам рассказ.
4) Летописная повесть. Являетсянаиболее развернутой летописной формой. Летописная повесть очень близка к воинской повести. По содержанию летописная повесть представляет собой опивсание сбытий которые были связаны с воеными походами князей. Поэтому значение летописной повести - это рассказать о жизни блестающего и любимого еняязя. все летописные события посвященны одной и той же теме. Особой разновидностью летописной повести является повесть - некролог. Такая повесть сближается с житийным сочинением. Повесть - некролог как правило посвящается рассказу о смерти того или иного князя.
5) Документы из княжеских архивов. Очень часто при написании летописи иммпользовалиссь документы из княжеских архивов, это позволило сохранить до нашего времени текстырусско византийских договором 911,944 и 971 годов. Часть сведений так же бралась из византийских источников.
|