Модель совершенной конкуренции требует соблюдения следующих условий:
- большое количество продавцов и покупателей на рынке;
- товар однородный;
- свободный вход и выход с рынка (нет экономических, юридических, административных барьеров);
- свободный доступ к информации;
- свободный доступ к факторам производства.
Модель совершенной конкуренции является идеальной. Ее изучение необходимо для хозяйственной практики с точки зрения определения первоочередных проблем, требующих решения.
Монопольный рынок и конкуренция. Необходимость государственного антимонопольного законодательства.
Чистая монополия – это ситуация на рынке одного продавца (1 покупатель – монопсония). Условия существования чистой монополии:
1. Товар уникальный, которому нет заменителя.
2. Высокие барьеры для вхождения в отрасль:
1 барьер – эффект масштаба, т. е. возникновение масштаба производства связано с конкуренцией капитала и централизацией производства;
2 барьер – патенты, лицензии, авторские права;
3 барьер – собственность на источники ресурсов;
4 барьер – жесткие агрессивные действия по отношению к конкуренту.
3. Установление цен.
Ситуация абсолютной монополии встречается довольно редко, но монополизация экономики – явление вполне реальное и это связано с проблемами сговора, разделения рынков. Монополия бывает естественной, искусственной и государственной.
Естественная монополия – это ситуация на рынке, когда производство данной продукции несколькими продавцами менее эффективно, чем когда весь объем производства контролирует один продавец. Такая ситуация касается редких ресурсов или благ не имеющих заменителя. Для сохранения господства на рынке товаропроизводители образуют альянсы. Виды монополистических объединений:
1. концерн – договор крупных предприятий об осуществлении совместного производства и реализации продукции;
2. синдикат – это соглашение нескольких участников о совместной реализации продукции;
3. трест – это объединение, в котором одна компания выступает главной, а остальные ее филиалами.
Искусственные монополии – возникают на основе концентрации и централизации капитала.
Государственная монополия – это форма организации общественного производства, когда единственным продавцом на рынке выступает государство.
|