Основные направления профилактики социального сиротства. 1 вид – профилактика семейного неблагополучия, сбор сведений о семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, и социально-неблагополучных семьях, анализ семейного небла-гополучия и пути преодоления трудной жизненной ситуации. 2 вид – профилактика безнадзорно-сти, беспризорности и правона-рушений несовершеннолетних, устранение последствий антиоб-щественного поведения несовер-шеннолетних и привлечение детей и их родителей к ответственности, выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. 3 вид – выявление детей, оставшихся без попечения родителей, и их уст-ройство. В этом случае под профилактикой социального сиротст-ва следует понимать устройство таких детей в замещающие семьи (усыновление опека, попечительство, в т.ч. приемная семья) с целью сохранения права ребенка жить и воспитываться в семье. I ЭТАП – выявление и постановка на учет семей, находящихся в социально опасном положении. II ЭТАП – сопровождение семьи: непосредственно коррекционная работа, этап применения воспита-тельных и иных мер воздействия. III этап – помощь специалистов различных ведомств. IV этап – устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи. Целью работы органов опеки должно стать четкое исполнение возложенных на них полномочий и постоянное семейное устройст-во или сохранение ребенка в кровной семье. И в том и другом случае следует перейти от прак-тики защиты ребенка от родителей к союзу с родителями для защиты ребенка. Работа по профилактике отказов от материнства включает в себя выявление групп будущих матерей с высоким риском отказа от ребенка, оказание психологической помощи, а также решение социальных проблем будущей матери. Необходима целенаправленная работа по созданию системы служб раннего вмешательства, а также система преемственных интеграционных специализированных служб для детей инвалидов с различными типами нарушений, воспитывающихся в семьях. Для профилактики жестокого обра-щения с детьми и различных форм насилия необходимо серьезное внимание уделять вопросам восстановления системы воспита-ния и ответственности родителей за условия проживания ребенка в семье. Поддержка программ возвращения детей в родные семьи, которые практически дают последний шанс сохранить ре-бенку семью. Работа с семьями строится на состоянии психоло-гической помощи с социально-материальной поддержкой семьи, причем материальная помощь создает мотивацию для участия в процесс реабилитации. Психологическая и психотерапевтическая помощь включает в себя индиви-дуальную и групповую работу в разных формах с детьми и родителями.
|